Адрес склада: Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, дом 11, лит. А

Автоматизируем процесс распределения маршрутов доставки по городу

В большинстве российских средних компаний процесс формирования маршрутов доставки товаров происходит в ручном виде или с минимальным использованием возможностей компьютера. Суть действий сводиться к распределению заказов менеджеров по продажам по папкам водителей (пластиковым или виртуальным).

Наиболее продвинутые компании, занимающиеся грузоперевозками по России, приобретают специализированные логистические программы, базирующиеся на электронной карте городов с большими возможностями, но стоимость такого софта высока, требуется внедрение и синхронизация программы с системой учета, а результат не всегда оправдывает ожидание, так как учесть все факторы влияющие на выполнение доставки практически нереально.

 К примеру, спланированный исходя из оптимального километража маршрут, с проставленной последовательностью выполнения точек, не выполняется водителем по одной из многих причин:
  • Невозможность размещения товара в кузове машины согласно той последовательности выполнения которую обозначил компьютер исходя из сохранности товара (более хрупкий, легкий и т.д.), возможностей ПРР у клиента и т.д.
  • Выполнение маршрута в установленные сроки т.е.знание пробок в городе по часам, знание загруженности клиента по часам, знание реальных потребностей клиента, скажем, в необходимости ранней доставке. У кого-то большое производство встает, а кто-то проморгал заказ и ассортимент чуть-чуть беднее стал на пару часов, кто-то при оплате по факту с утра денег на ваш товар не набрал и т.д.

В общем факторов много результат один.

Но моя цель не в критике разработчиков программ за то что они не предусмотрели все возможные форс-мажорные ситуации, а в предложении конструктивно оценить проблему автоматизации процесса распределения маршрутов грузоперевозок в Санкт-Петербурге.

Вернемся к работе водителя или договоримся о технологических понятиях. Лично я никогда не ставил себе целью прописать выполнение дневного задания водителя досконально по точкам (не исключая приоритетность выполнения точек и контроль за пробегом). Представили себе картину когда все плохо, вокруг уже темно, точек много, время жмет со всех сторон, в том числе и со стороны склада, а вам надо еще разложить заявки, проанализировать, проверить, определить количество необходимых машин и т. д.

Представили? Бррр…

А, что, если нажал на волшебную кнопочку, и выдал ПК тебе черновой вариант разложенных маршрутов, да необходимое количество машин с характеристиками, чтоб только и осталось подшлифовать рукой мастера, перекинуть пару другую точек (учитывая пожелания любимых менеджеров по продажам), да набрать номер телефона диспетчера с короткой фразой:”4 Татарина (КАМАЗ) и одна Газель”.

Картинка красивая, к тому же реальная, но надо потрудиться. А именно все надо сосчитать и систематизировать: распределить на основе только вам известных критериев используемый для доставки автопарк по условным группам (для примера как это реализовано у меня).

  • 1 – легкой грузоподъемности грузовики (Объем 12м3,грузоподьемность 1,5тонн)
  • 2 – средней грузоподъемности грузовики (Объем 17м3,грузоподьемность 4,5тонн)
  • 3 – большой грузоподъемности грузовики (Объем 27м3,грузоподьемность 10тонн)
  • 4 – фура (Объем 82м3,грузоподьемность 20тонн)

Просчитать исходя из средних и минимальных показателей количество выполняемых точек, загрузок и т.д.(пример)

  • 1 – легкой грузоподъемности грузовики – 12точек – min9точек
  • 2 – средней грузоподъемности грузовики – 8точек – min5точек
  • 3 – большой грузоподъемности грузовики – 5точки – min3точек
  • 4 – фура – 2 точки – min1точка

Классифицировать заказы по категориям (по критериям вес, объем или стоимость).

  • 1 группа от 5000кг
  • 2 группа от 2500кг
  • 3 группа от 500 кг
  • 4 группа от 25кг

Присвоить всем временные показатели для выполнения. В случае ограничений при планировании по объему определить коэффициент заполняемости (в моем случае 0,5 для легких грузовиков с тенденцией к росту с ростом объема ам, или при коэффициенте 0,5 для загрузки 12 кубовой машины мы можем использовать только 6 м3 расчетного объема товара) .

Классифицировать по степени важности клиентов.

  • поставщики
  • сетевики
  • гипермаркеты
  • VIP

Лучше распределить их по 4-5 категориям, с установкой ограничений как степень выполняемости (необходимо выполнить, допускается не выполнить, без ограничений).

Повышающий коэффициент для времени ПРР(пример для гиперов и простого магазина они разные).

Систематизировать критерии отбора исходя из условий поставки – требуется инкассация (пример ограничение в программе на распределение на наемную машину), требуется доставка в первой половине дня до 12 -00 (ограничение по количеству таких точек при попадании на одного водителя).

Теперь когда мы всех сосчитали, переходим к главной идее. Систематизировать точки доставки. Это возможно сделать разметив карту города на квадраты, и точки из одного квадрата определить одним признаком (пример маршрут), или исходя из работы водителя по одному направлению все точки, которые он выполнял, назвать одним маршрутом. Просим программистов создать в карточке клиента дополнительное поле, куда заносим определенный нами параметр. Например, мы определили что ООО “Солнышко” с адресом доставки ул.Криворучко, д.5, входит в маршрут 5, соответственно, карточку клиента мы метим на 5, и при отборе программой по данному параметру он будет объединяться с другими точками.

Далее мы прописываем для программиста техническое задание, где, документ-заявка на доставку, исходя из маршрута, условий доставки, параметров товара(берутся из карточки товара) в пересчете на количество товара в заявке, перемещается в электронную папку водителя, и заполняют ее исходя из параметров машины, количества выполняемых точек, приоритета заполнения по маршруту. Скажем, машина может загрузить еще 3 точки, но точек с критерием маршрут 5 нет, и тогда программа отбирает точки с рядом расположенного маршрута 4 и т.д. В папке водителя надо предусмотреть возможность менять параметры машины и производительности в ручную. У каждого водителя (подотчетного лица) должна быть своя папка. Если водитель не участвует в развозке, то должна быть возможность исключить данную папку из формирования маршрутов, чтоб к ней не привязывались ни какие документы.

В папке водителя надо предусмотреть возможность менять параметры машины и производительность вручную. У каждого водителя (подотчетного лица) должна быть своя папка. Если водитель не участвует в развозке, то должна быть возможность исключить данную папку из формирования маршрутов, чтобы к ней не привязывались никакие документы.

В общем случае идея основана исключительно на регламентации каждого действия. Бардак автоматизировать нельзя.

Карамышев Дмитрий